Дошкольное детство — прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить. И эта потребность отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого. Основным инструментом в лепке является рука. С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития.
Лепить можно из пластилина, глины, но в последнее время стало очень популярным материалом для лепки соленое тесто.
И это не спроста, т.к тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, кроме того, в современном мире ценится все экологически чистое. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. Тесто легко замешивать в любое время, и материал этот экологически безвредный, не аллергенный. А ещ поделки из соленого теста более долговеччны, особенно если их обжечь в духовкк и затем использовать в играх. В тесто можно добавить краситель или раскрасить готовое изделие в необходимый цвет.Его можно быстро отмыть и он не пачкает одежду и мебель.
Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Для раскрашивания поделок используется гуашь, акриловые краски. Также можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия. Работа с соленым тестом способствует и зачаткам экспериментирования, развивает мыслительную деятельность ребенка. Замес теста, добавление цвета, ведут к открытиям опытным путем. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Таким образом развивается познавательный интерес, желание ребенка принимать в этом процессе активное участие. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Роспись поделки и прорисовывание деталей также плодотворно сказываются на развитии мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Заинтересованность детей возрастает если поделки из соленого теста оформлять бисером бусинками, блестками, перышками, листьями и т.д, а затем покрыть их лаком . Такое изделие можно хранить много лет. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям и взрослым огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания нового. Кроме того, тактильное взаимодействие с тестом, вызывают ни с чем несравнимые ощущения.
Сегодня, психологи активно используют лепку ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому, что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трехгодовалых малышей. Именно творческие занятия, в частности лепка из соленого теста, способны помочь ребенку гармонично и всесторонне развиваться.
Поделки из теста на самом деле очень древняя традиция, им находится место у разных народов населяющих нашу землю. В Германии и Скандинавии изготавливали рождественские венки, подковы, медальоны. В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно. Из истории русской тестопластики на Русском Севере в хлебосольных приветливых поморских домах, на видном месте всегда располагались рукотворные изделия из теста. Фигурки людей и животных. Их еще называли мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие изделия служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и , раздаривая родным и знакомым приговаривали: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится». В древние времена бедные люди изготавливали на рождество украшения из хлебного теста и для сохранения их от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так и возникло соленое тесто, которое в современном мире занимает все большую популярность среди творческих людей и вызывает большой интерес у детей разного возраста от самых маленьких до выпускников школы.
Еще одной специфической чертой лепки из соленого теста, является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, развитию игрового сюжета в процессе игры, углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластикой тесно связаны с ознакомлением с окружающим миром, с развитием фантазии, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами и бытом людей. Создание ребенком даже самых простых незатейливых поделок – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.