Автор публикации: Маргарита Кулишенко

Следы на песке или домашняя песочная терапия

Шершаво скользкие песочные крупинки способны и просто позабавить юного исследователя, и стать замечательной средой для его развития и обучения. Понаблюдайте, как по разному ведут себя дети в песочнице. Один все отбирает, бросается горстями песка, другой, наоборот, позволяет соседям ущемлять свои интересы, терпит, когда у него отнимают игрушки, ломают куличики. Вот малыш сосредоточенно что-то закапывает в песок, а рядом карапуз разыгрывает целый сказочный сюжет. Оказывается, каждый из них переносит на песочный лист картинку внутреннего мира и собственную «диспозицию» в нем на данный момент.

В маленькой песочной стране нет ничего невозможного. Например, у беспомощного героя, которым в действительности часто оказывается сам кроха, находится немало верных друзей.

Только здесь малыш чувствует себя созидателем, а то и чародеем, которому под силу изменить сказочный сюжет, подводя его к «Хорошему концу», ведь добро всегда должно побеждать!

Историческая справка

Впервые принцип «песочная терапия» был предложен Карлом Густавом Юнгом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во  вселенной, а отдельные песчинки- это люди и другие живые существа. Идея Юнга разрабатывалась психологами и врачами дальше. В 30- е годы 20 века специалисты Лондонского института детской психологии уже использовали ее на практике: горы с песком применяли для маленьких пациентов как терапевтическое средство. Это выглядело так. Детям предлагали два подноса- с песком и с водой, миниатюрные игрушки, которые жили в коробке, и формочки для песка. Весь этот нехитрый реквизит помогал малышам строить свой мир и обыгрывать в нем различные проблемы.

Зачем это нужно?

Сегодня песочную терапию используют в разных целях. Песок стал привычным материалом во многих развивающих центрах, его используют и для психодиагностики. А в некоторых семьях появилась домашняя песочница. Впрочем,  устроить ее стоило бы даже в том случае, если у малыша нет явных проблем во взаимоотношениях с другими людьми, будь то взрослые или сверстники.

Песок- идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что- либо испортить или сломать ( в отличии от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Песок станет подспорьем, если ребенок учится писать и читать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно произносить звуки. Все это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. В песке даже обучают географии или истории, разыгрывая целые картины. Если вы захотите совершить путешествие на Север или горные вершины, запаситесь солью, пенопластом или ватой- «вечными снегами». Материал, усвоенный в таких играх, дети запоминают на всю жизнь.

Вот какое это чудо- песочек. Он может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения.

А поскольку возиться  с песком- естественная потребность человека, воспользуемся этим.  С чего начать?

Во- первых, приготовьте для занятий  водонепроницаемый ящик размером примерно 50*70*8. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия и позволяет охватывать ящик взглядом целиком. Хорошо бы покрасить дно и борта в синий  или голубой цвет, тогда дно ящика будет символизировать воду, а борта- небо.

Во- вторых, чистый, просеянный песок ( можно прокалить в духовке). Им заполняется меньшая часть ящика ( примерно треть). Песок задает «линию горизонта». Дети предпочитают влажный песочек, так что смочите его или поставьте рядом воду.

В- третьих, набор игрушек, миниатюрных фигурок- любые предметы и персонажи, встречающие в реальном мире: люди, животные, растения, здания, домашняя утварь, цифры, буквы.

И тогда вы сможете:

  • поддаться естественному желанию погрузить в песок руки. Пусть ребенок посмотрит, повторит за вами.
  • продемонстрировать  ему разные возможности: раскопайте песок, пот сройте гору, спрячьте в песке какие-то фигурки, найдите их. и т.д.

Малыш, как правило, не нуждается в подробных инструкциях, ребенку постарше можно предложить построить «сказочную страну» в песке.

Развиваем речь

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Известны работы В.М. Бехтерева в этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Покажите ребенку, как его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром- хранится долго. Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, вы одновременно делаете и массаж кисти. Переверните руки ладонями вверх, опишите как изменились ваши ощущения. Пройдитесь по поверхности песка каждым пальцем одной и другой руки, затем одновременно указательными, большими, средними, безымянными мизинцами обеих рук. Поскользите ладонями по песку, делая, зигзагообразные и круговые движения.

Поиграйте по песку, как по клавиатуре пианино, сравните с ощущениями о тех движений по твердой поверхности. Порисуйте палочками. Поищите сходство узоров с окружающими предметами. Погрузите руки в песок, пошевелите ими, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая  песочек.

Играем вместе с ребенком

«Раскопаем клад»

Ваша рука в песке в любом положении, задача кладоискателя- раскопать сюрприз, не дотрагиваясь до него.

«Юный археолог»

Закопайте игрушку и предложите крохе в процессе раскопок по отрывающимся частям догадаться, что там спрятано. Закройте два- три предмета, пусть ребенок  раскопает что-то  одно и на ощупь узнает находку.

«Дорожки из песка»

Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы ( например: дорожку к домику зайчика)

Говорим и слушаем.

Умение слышать и вычленять отдельные звуки и их сочетания в слове- основа формирования правильного звукопроизношения. Очень важно заняться развитием речевого слуха у ребенка, ведь ему нелегко уловить разницу между некоторыми звуками, а тем более выделить в слове и повторить заданный звук. Вы сможете помочь ему, если звук из абстрактного символа превратиться в сказочное существо из песочной страны. К такой игре нужно заранее подготовиться. Например, вы хотите отработать с ребенком звук «а». Подберите фигурки, в названиях которых есть звук «а» ( можно вырезать или вылепить их). Наклейте на них букву «А». Приготовьте букву «А» ( деревянную или пластилиновую) лучше такую, которую легко пощупать. Потом вместе с ребенком постройте сказочную страну «А», где есть сады с А-кациями и А-рбузами, реки с А-кулами и дворцы с А-рками. Ребенок должен стать непосредственными участником процесса. Например, сочинить, кто может жить в такой стране, где правит принцесса «А» ( придумайте ей имя), назвать ее любимые блюда ( А- пельсины, в-А-ренье). Потом вручите ребенку ключ от этой страны ( карточку с буквой) и позвольте играть с любым ее жителем, а также вносить какие-то изменения. Сначала произносите отрабатываемый звук очень четко, чтобы ребенок легко его узнал, подбирайте слова, где звук стоит в начале, потом- в середине, в конце. (это сложнее)

Учтите, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала и свои трудности: кому-то нужно задержаться в одной стране, кому-то в другой.

Читаем и пишем.

Наклеивая изображения букв, вы готовите ребенка к их изучению и соотношению со звуками. Чтобы развести понятии «звук» и «буква», объясните что таинственные знаки, нарисованные на одежде каждого звука, помогают ими узнавать друг друга, не произнося имени вслух. Эти знаки называются буквами. Поэтому можно вызывать персонажей и голосом, и прописывая знаки- буквы на песке. Чтобы ребенок запоминал буквы как зрительно, так и на ощупь, сделайте буквы ( из картона или пластилина, бархатной бумаги или просто сшейте, набив ватой), которые легко потрогать.

Можно и нужно писать буквы на песке, лепить из песочка, прятать и находить персонажи- буквы, зарывая в песок, строить для них домики и т.д. Понаблюдайте, как одна буква превращается в другую ( скажем «Л» в «А») Придумайте сказку, например, про гномика «С-с-с», который мог говорить только свое имя, пока не встретил двух других гномиков по имени «О-о-о» и «К-к-к». Когда они взялись за руки, произошло что то  необычное: они смогли произносить «СОК» . Постепенно вводите буквы- персонажи, а игрушки  из песочницы убирайте. Так вы поможете своему ребенку освоить подступы к такому непростому делу, как чтение и письмо.

Ссылка на основную публикацию