Автор публикации: Маргарита Кулишенко

Секреты детского темперамента.

В ребенке с рождения заложен определенный темперамент. Давайте попробуем разобраться, как с помощью игры мы можем помочь малышу справиться со слабыми сторонами характера и наиболее полно проявить сильные.

САНГВИНИК: профессор игры.

Именно так можно назвать сангвиников, Они от рождения созданы играть и заражать окружающих своей игрой. Эти дети подвижны и дружелюбны, общительны и энергичны, легко приспосабливаются к новой обстановке. Настроение у них ровное, без эмоциональных скачков и всплесков. Дети — сангвиники не таят долго зла на обидчиков. Их легко заинтересовать новым. Но и без «минусов» дело не обходится: они часто меняют привязанности, друзей, им быстро надоедают игрушки. Заинтересовавшись чем- либо и не рассчитав свои силы, ребенок может устать и быстро охладеть, поэтому таких  детей, нельзя назвать усидчивыми. Если у малыша что то не получается, он не очень то расстраивается. Ему проще заняться другим делом, которое у него получается. Сангвиник не будет бороться и добиваться цели, он лучше займется тем, что не требует больших усилий. Поэтому детей — сангвиников надо постараться приучить к усидчивости и целеустремленности. Для этого как нельзя лучше подойдут всевозможные конструкторы, головоломки, пазлы, трансформеры, электронные игры. Это должны быть такие игры, которые требуют концентрации внимания. Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросла в легкомыслие и непостоянство, надо учить его добиваться поставленных целей. Задача взрослых — поддерживать интерес ребенка к игре, заставить работать воображение, показывая, как еще можно играть с одной и той же игрушкой. Если ребенок устал, переключите его на другое, не заставляйте  заниматься через силу. Во всем хорошо знать меру. А позже можно опять вернуть его к той же игрушке.

ФЛЕГМАТИК: невозмутимый копуша.

Со стороны может показаться, что флегматик — беспроблемный ребенок, однако все совсем не так. Это один из наиболее сложных типов организации психики. Ребенок — флегматик не любит перемен, долго думает, прежде чем что-то сделать, медленно говорит и двигается, с удовольствием играет в игры, где необходимы аккуратность, усидчивость  и спокойствие. Дети — флегматики с трудом вливаются в детский коллектив. По натуре они копуши, подгонять и торопить, а тем более ругать их  за это бессмысленно. От критики флегматик впадает в еще большую задумчивость и медлительность. Но не надо делать работу за него. Пусть медленно, но зато у него все  основательно и добросовестно. Флегматик не отличается эмоциональностью. Обращайте его внимание на других людей, их чувства, отношения с ними, развивайте в нем чуткость. Присмотритесь,  с кем дружит ваш малыш, проследите, нет ли среди его друзей явных лидеров, и не командуют ли они им, т.к. он охотно подчиняется руководству.

Флегматик редко сам предложит, во что поиграть, он как будто наблюдает жизнь со стороны. У этих детей хорошо развито воображение. Поэтому надо всячески в этом поддерживать малыша, повышать его самооценку, чаще хвалить.

Старайтесь на первых порах оградить ребенка, от таких игр, где он может проиграть. Подойдут те, где надо больше двигаться. Кубики, машинки должны быть большие, чтобы делать больше движений во время игры. Устройте спортивный уголок в комнате. Учите дифференцировать эмоции и чувства. С таким малышом надо играть в сюжетно — ролевые игры, где можно было вести споры, отстаивать мнение, находить компромисс.

В игре давайте ребенку активную, а не пассивную роль, главную, а не второстепенную. Маленькому флегматику особенно полезны игры на свежем воздухе. Постепенно приучайте ребенка играть в соревновательные игры, где для достижения цели ему придется развивать быстроту реакции, скорость, умение быстро действовать по обстановке.

МЕЛАНХОЛИК: яркий индивидуалист.

Это чувствительный и ранимый, отзывчивый, деликатный и чуткий ребенок. Он замкнут и нерешителен, быстро устает и трудно восстанавливает силы. Эти дети сдержанно проявляют свои эмоции, кажется, что они не умеют рыдать и хохотать, а только тихонько плачут или робко улыбаются. Им трудно что-то попросить, вместо этого они долго и жалобно будут смотреть на вожделенный и недоступный им предмет. Они не любят громких звуков, шумных игр. Как правило, ребенок — меланхолик играет  один или с  проверенным надежным другом, которому он не проиграет. Меланхолики вообще не умеют переживать неудачу; проиграв, они вряд ли будут стремиться к той же самой игре еще раз.

Ребенок — меланхолик расстраивается по любым пустякам, долго помнит обиды и неудачи, не умеет переносить трудности. Поэтому очень важно научить его отвлекаться от постоянного переживания, обид внутри себя. Надо все время переключать внимание такого ребенка на положительные аспекты ситуации, на другие внешние жизненные события. Неплохо, если вы своего маленького меланхолика заинтересуете спортом, где он мог бы научиться преодолевать препятствия.

Ребенку — меланхолику можно покупать  игрушки чуть-чуть « на вырост», чтобы пробудить у него интерес и желание разобраться, как устроена игрушка. Для них хорошо подойдут конструкторы, из деталей которого можно собирать разные модели. Ему нужно давать время адаптироваться к новым игрушкам, хорошо бы показать различные возможности игр с одной и той же игрушкой. Не привлекайте его к соревновательным играм на скорость и ловкость. Это абсолютно не его сфера. Пусть лучше его игры не носят состязательного характера и поначалу будут индивидуальными — велосипед, коньки, ролики. А еще лучше подойдут занятия различными видами искусства — музыка, пение, рисование.

ХОЛЕРИК: неукротимый тайфун.

Это, пожалуй, самая подходящая характеристика для ребенка — холерика. Ему нужно все сразу и желательно уже вчера. А если получить это не удается, то он закатит истерику на длительное время. Неуравновешенные и легковозбудимые, холерики впадают в истерику из-за  любой мелочи, они агрессивны, слишком прямолинейны, что может оттолкнуть от них друзей. Дети — холерики подвижны: кажется, что они находятся одновременно в нескольких местах. Их игры всегда шумные, даже если это просто рисование. Они всегда стремятся стать заводилами и лидерами, не умеют играть в спокойные игры, где требуется концентрация внимания и усидчивость. Но именно  к таким занятиям и надо приучать. Для выхода бурлящей в них энергии надо водить их на занятия спортом, где присутствует соревновательный дух, дать вволю наиграться в подвижные игры. Дети — холерики  не умеют сами справляться со своим кипучим темпераментом. Они вспыльчивы, сами провоцируют конфликты, лезут в драку, любят работать «на публику», им необходимо, чтобы окружающие видели, как у них здорово все получается, и хвалили их.

Холерики сами устанавливают правила и сами их нарушают. У них острый ум, они легко, на лету, усваивают информацию, но из-за неусидчивости так же легко ее забывают. Поэтому с ними надо играть в спокойные интеллектуальные игры, например, такие, где надо запомнить несколько предметов и по памяти их назвать. Бесцельно играть им не интересно, здесь важно достижение результата. Холерик вряд ли по достоинству оценит конструктор или пазлы, но бесконечно будет играть в настольный футбол или в бильярд, кегли, кидать дротики. Ему показаны все игры с мячом, а также всевозможные лазалки, бегалки, прыгалки. Для него важно само соревнование, чтобы он видел перед собой цель. Почаще выезжайте на дачу, ходите в походы. Как и сангвиников, таких детей мало заботят чувства других людей, поэтому обращайте их внимание на эту сторону жизни. Можно придумать такую игру: изобразите  на своем лице различные эмоции, а он пусть попробует их угадать. Потом поменяйтесь ролями. Постарайтесь приучить его к рисованию, лепке, вышиванию, к настольным играм. Это послужит и хорошей подготовкой  к школе. Полезно придумать игры на расслабление: лежа на спине, поболтать ногами, руками, сбросить напряжение, поводить руками, как будто летим по небу и т.д.

И в конце нашего разговора хочется отметить, что в чистом виде не встречается ни один тип темперамента. Характер человека — это всегда смесь черт. Ребенок будет расти, меняться, приспосабливаться к условиям окружающей жизни, но ведущие черты изменятся незначительно. Не пытайтесь изменить в корне своего ребенка, все равно это вряд ли  удастся. Гораздо продуктивнее развить его сильные стороны и даже слабые обратить в пользу. Потому что разброс интересов может привести к широкому кругозору и умению держать в поле зрения множество аспектов, а обратная сторона медлительности — это аккуратность и умение довести начатое дело до конца.

Ссылка на основную публикацию