Современная жизнь человека требует от него развитой способности воспринимать окружающий мир, быстрой реакции на впечатление, получаемое из внешней среды.
Процессы восприятия тесно связаны и напрямую зависят от деятельности органов чувств. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Мы узнаем об окружающих предметах при помощи зрения, осязания, слуха, обоняния, и лишь на этой основе в дальнейшем могут возникнуть такие самостоятельные процессы как память, воображение, мышление. Значит, процессы восприятия являются основой для умственного развития.
Так как дошкольное детство это начальный этап формирования личности человека, его ориентации в окружающем мире, необходимо сформировать у ребенка осознанно-правильное отношение к окружающему миру, посредством развития органов чувств, обучению ребенка выделять в воспринимаемых предметах и явлениях существенное, точно и расчленено воспринимать предметы и их свойства.
На мой взгляд, огромную роль в этом развитии играет природа, т.к. она является одним из основных средств познания и мышления. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию силе развивающего воздействия на ребенка. Малыш с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. Природа обладает многими сенсорными признаками со всем ее многоцветьем, запахами, шумами, тактильными ощущениями.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы и ее объектов, рождает привычку сопоставлять, делать выводы – дает развитие мышлению и речи. Ребенок учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учит элементарно объяснять свои наблюдения.
В работе со старшими дошкольниками по теме: «Умственное развитие ребенка в процессе ознакомления детей старшего возраста с сезонными изменения в природе», мне удалось не только сформировать представления об окружающем их мире природы, но и с помощью системы знаний, показать закономерности и зависмости в живой и неживой природе, проследить динамику изменений внутри сезона. Дети научились выделять характерные признаки каждого периода, видеть причинно-следственные связи, между живой и неживой природой, научились сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений. Это имело большое значние в умственном развитии детей, в развитии их мышления.
Для того, чтобы подвести детей младшего дошкольного возраста к восприятию природы и ее явлений, необходимо было основное внимание уделить развитию восприятия детей, т.к. его значение в жизни дошкольника очень велико. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, развивает наблюдательность ребенка, его способность подмечать особенности предметов и явлений. Кроме того, если в процессе развития восприятия, ребенок не получит благоприятных условий для его развития, то и связанные с ним процессы будут отставать, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Поэтому, первой задачей развития восприятия в младшем возрасте, будет развитие анализаторов ребенка. Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного, поскольку именно через сенсорику человек узнает о свойствах, качествах окружающего мира. Большое значение сенсорное развитие имеет именно в раннем возрасте.
Особая роль в сенсорном воспитании и развитии восприятия принадлежит природе.
В процессе активного познания природы, ребенок знакомится с разновидностями ее свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, качества поверхности.
Но чтобы в полной мере ребенок мог все это почувствовать необходимо повышать чувствительность соответствующих анализаторов: развивать тактильную, обонятельную и слуховую чувствительность.

Вторая задача по развитию восприятия ребенка заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих его предметах и явлениях. Здесь, необходимым условием решения поставленной задачи является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любым действиям, а таким, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Значит, второй задачей развития восприятия для меня стало – обучить детей обследованию предметов, научить каждого ребенка использовать элементарные обследовательские действия.

Дети затем смогут сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделять существенные из них.
У ребенка появляется познавательная активность, любознательность.
В работе по развитию восприятия детей использовались наблюдения проводимые в разные сезоны года, разнообразные дидактические и развивающие игры, а также опытно-исследовательская деятельность по выявлению свойств и признаков объектов живой и неживой природы.
Работа по развитию восприятия проводилась в совместной деятельности с детьми, где в играх, наблюдениях, беседах, знакомстве с художественной литературой, продуктивной творческой деятельностью, закреплялся интерес к познанию окружающего мира, развитие мыслительной деятельности, а значит и развитие восприятия каждого ребенка.