Автор публикации: Снежана Гулько

Играть или учить?

Современные родители с каждым годом все больше и больше увлека-ются различными образовательными занятиями своих малышей. Огромным спросом пользуются различные обучающие карточки, книги, аудио и видео программы. Но как показали исследования ученых, обучение с использованием видео может быть не только бесполезным, но и нанести вред дальнейшему развитию малыша.

Исследования показали, что видео уроки задерживают развитие речи у детей, еще не умеющих ходить. Чем чаще дети смотрели видео, тем меньше слов они знали. Дети, которые постоянно находятся перед экраном телевизора или монитором имеют задержку речевого развития из-за недостатка живого общения. Кроме того, видео воспитывает чрезмерно стимулированных детей. Так как они привыкают к быстроменяющимся изображениям и обычные игрушки становятся им неинтересны. Также у них страдает концентрация внимания.

Но не только раннее обучение при помощи видео может нанести вред ребенку. Психологи и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над детьми не проходят бесследно.

Пытаясь навязать ребенку программу развития, определенную не есте-ственным образом жизни, а чьими-либо рекомендациями, взрослые неизменно вторгаются в процесс индивидуального развития ребенка и нарушают его.

Головной мозг развивается постепенно, шаг за шагом, поэтому если человек тратит энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была направлена. Если ребенку надо решить какую-то задачу то мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

«Два – три года – это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка, и если начать его учить писать, читать, считать – нагружать его познавательные процессы, – то отбирается энергия, в частности, у эмоций. Тогда у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического развития», считает известный нейропсихолог, профессор МГППУ А. В. Семенович.

В результате раннего (2-3 года) обучения ребенка буквам и цифрам у подросших детей формируется эмоционально ущербная психика, неспособ-ная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают «зацикленностью», им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Кроме того они часто болеют, появляются аллергические реакции, дизартрии, навязчивые движения, тики, энурез, страхи, ребенок начинает хуже засыпать, появляется плаксивость, гиперактивность, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы. Эти дети, как правило неловкие, неуклюжие, у них могут присутствовать серьезные двигательные нарушения. Зачастую у них не складываются отношения со сверстниками. Негативные последствия раннего обучения могут проявиться не сразу, а к 7 – 8 годам, что связано с изменившимися, требованиями к ребенку и смене его образа жизни.

«Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками» (Мухина, 2000, с. 163).

Если вы хотите, чтобы ваш малыш был успешен, не торопите его. Гораздо полезнее играть вместе с ним, рассматривайте иллюстрации в книгах, танцуйте и пойте, развивайте двигательную активность, ловкость, координацию.

Дети рады каждой минуте проведенной вместе с родителями, это общение не проходит бесследно для ребенка. Чем больше вы играете вместе с детьми, тем больше общих интересов, любви между взрослым и ребенком, тем успешнее он становится в дальнейшем.

Ссылка на основную публикацию