Дисграфия – это нарушение процесса письма, характеризующееся специфическими, часто повторяющимися ошибками. Чаще всего оно связано со сбоем в работе определенных психических функций, которые отвечают непосредственно за обеспечение письменного процесса. Существует несколько подходов к её классификации, но названия не всем понятны.
Попробую объяснить.
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия
Как произношу, так и пишу. В тетрадях есть замены и пропуски букв, которые соответствуют неправильно произносимым звукам: каша-каса; лодка- водка,одка; кожа- коша; коза-коса;
2.Акустическая дисграфия.
Как слышу, так и пишу.
Замены букв, соответствующие близким по звучанию звукам:глухие/звонкие;свистящие/шипящие;твердые/ мягкие мишка- миска, точка- тотька.
3. Оптическая дисграфия.
Как воспринимаю, так и пишу.
Буквы будто незнакомы ребенку и в каждом слове воспринимаются по-разному.
Замены и искажения сходных на письме букв, элементов, зеркальное письмо: будка-дудка,кот-пот, лук-лик.
4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Как считаю, так и пишу, ну или…как хочу, так и пишу. Пропуски, перестановки, добавления букв и слогов, изменение количества слов в предложении. Приставки пишутся отдельно, предлоги – слитно, отдельные слова складываются в одно целое (в избе – «визбе», пришёл – «при шёл», лежит букварь – «лежитбукварь»). Часто пропускаются гласные и согласные буквы (поля – «пля», огурец – «огрец», тетрадь – «терадь», арбуз – «аруз» и т.д.) При написании добавляются и лишние буквы (пенал – «пениал»), происходит перестановка букв и слогов (стол – «тсол»).
5Аграмматическая дисграфия
Данная форма связана с недоразвитием грамматического строя речи, при котором искажаются слова и предложения, и у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, не соблюдается последовательность предложений, неправильно образуются уменьшительно-ласкательные формы, теряются смысловые связи (небеса – «небы», кружки – «кружья», «много книгов», малыши – «малыша», «один сумка» и т.п.).
Все эти нарушения свидетельствуют о лексико-грамматическом недоразвитии речи.
Чаще всего бывает смешанная форму дисграфии.
Навык правильного письма, в большинстве случаев, формируется ко 2-му классу. Надо проанализировать несколько работ ребенка. Ошибки должны повторяться из работы в работу.
К дисграфии не относятся орфографические ошибки. Дисорфография— стойкое нарушение правописания. Или стойкая неспособность усвоения орфографических правил. Диагностика дисогрфографии включает не только письменную, но и устную речь. Ошибки должны быть стойкие, одни и те же из работы в работу. Раньше 3-го класса про это нарушение мы не говорим. Ошибками не считаются те правила, которые еще не проходили.