Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                              Учитель-логопед Слатина С.И.

"Где  прячется звук?"

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах

Оборудование. Предметные картинки

Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет детям картинки, в одной из которых есть заданный звук. Дети должны указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук

Усложнение. В двух картинках может быть заданный звук. Увеличение количества картинок. Близкие по звучанию звуки.

"Поймай звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.)

"Поймай слово"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.

"Прохлопай как я" 

Цель. Формировать слуховое внимание, развивать фонетический слух, чувство ритма.

Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \  \\ \ \\ или \ \\\ \ и др. , ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

"Весёлый бубен"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование.Бубен

Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

" Рисуем ритмы"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами.

Ход игры. Взрослый предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.

 

"Звук убежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.

Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".

Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

"Слог убежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.

Ход игры. Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Дети должны правильно договорить слово и назвать слог, который "убежал".

"Веселые квадратики"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий  "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения  твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.

Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

"Поймай гласный /согласный"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий  "звук", "гласный", "согласный".

Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши  только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.

"Малыш"

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий  "звук",  "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".

Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.

Ход игры. Взрослый и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый"  бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".

"Путаница" ("Найди ошибку")

Цель. Научить детей дифференцировать близкие по звучанию звуки

Ход игры Педагог  неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например: Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

 

 

"Отгадай слово" ("Собери слово")

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки

Ход игры.

Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

"Цепочка"

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из детей (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

"Считаем звуки"

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Пуговицы или фишки

Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.

"Придумай слово"

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры. Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Детям  предлагается по уже нарисованной схеме  слова придумать свои слова.

"Какой звук спрятался в букве?"

Цель. Развите слухового внимания, фонетического слуха, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный" "мягкий согласный".

Оборудование. Буквы, игрушки.

Ход игры. Создается игровая ситуация, где игрушки-ученики в лесной школе, а ребенок-учитель. (В группе роль учителя может исполняться поочередно каждым ребенком) Ребенок получает букву и задание назвать звуки, которые прячутся в данной букве. Также он должен назвать каким/какими  являются  данные  звук: гласными/согласными, твердыми/мягкими и объяснить почему.

Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.